1991-й год был для металла одной из точек рассвета и одновременно годом начала большого кризиса, что символизировал выход двух альбомов - одноимённой Металики и в противовес одного из самых удачных альбомов гранжа Нирвановского Nevermind, выведшего гранж на уровень мэйнстрима... К счасть Metal Church были довольно далеки от условностей шоу бизнесса в силу ограниченной известности и верности слушателей, которые как правило не очень то были подвержены влиянию музыкальной моды. Можно даже сказать что Церковь в 91-м году была полна энергии и замечательных идей, которые и воплотились в блестящей работе The Human Factor. Это была вторая работа с вокалистом Майком Хоу, который заменил Дэйвида Уэйна. Первый альбом с Хоу - Blessing In Disguise - интересен, хотя стопроцентной удачей назвать его лично я не могу. Нормальный крепкий альбом, есть и высший материал, есть и серенький. Лично мне не очень нравится качевство записи этого альбома. Но однозначно - Майк на нём распелся, влился в группу и появились намётки нового стилистического вектора для МЧ - с сохранением мощнейщего драйва, энергетики, агрессии и тяжести появился крен в сторону мелодизма, который отнюдь не был слащавым и коньюктурным. К слову сказать ни на одном из альбомов с Майком Хоу главный Пастырь Церкви Курт Вандерхофф не участвовал как гитарист. Писал материал, активно учавствовал в записи, сведении, в продюсировании в общем, но гитару терзал Джон Маршалл, отличный технарь великолепно, на мой взгляд воплотивший идеи Курта. Ещё одним гитаристом был бессменный Крэйг Уэллс, и без изменений осталась ритм секция с басистом Дюком Эриксоном и драммером Кирком Эррингтоном. В написании материала для Human Factor поучавствовала вся команда, хотя основными авторами были конечно же Курт и Майк:
1. The Human Factor [K. Vanderhoof / M. Howe] 2. Date With Poverty [K. Vanderhoof / M. Howe] 3. The Final Word [K. Vanderhoof / M. Howe] 4. In Mourning [C. Wells / K. Vanderhoof / J. Marshall / M. Howe] 5. In Harm's Way [J. Marshall / K. Vanderhoof] 6. In Due Time [K. Vanderhoof / C. Wells / J. Marshall / K. Arrington / M. Howe] 7. Agent Green [K. Vanderhoof / M. Howe] 8. Flee From Reality [C. Wells / J. Marshall / M. Howe] 9. Betrayed [K. Vanderhoof / M. Howe] 10. The Fight Song [C. Wells / J. Marshall / K. Arrington / D. Erickson / M. Howe]
Хочется отметить лирику на Human Factor, ещё более злую, едкую и саркастичную, нежели на предыдущих альбома. Как пример - металлический блюз Agent Green, об огромной и подлой роли спецслужб в жизни нашего мира:
"I hold the key to the world's security Any price they'll pay to me, pay to me"
"...I'll take the money from Mother Russia or Uncle Sam..."
Открывается альбом настоящей бомбой Human Factor, с почти что трэшевым риффом и ярким мелодическим рисунком... Впрочем на этом альбоме что ни песня, то бомба. Прям как боеготовый бомболюк В-52. Музыкальный материал безупречен - жёсткий и тяжёлый хэви металл и не без блюзовых и джазовых рисунков, как например в Date With Poverty, In Mourning и уже упомянутой Agent Green. Лично мне очень нравится сделанная с явным влиянием Джудас Прист начала 80-х The Final Word - один из образцов мелодики в хэви металл... Вообще весь материал альбома ровный и трудно выделить, что лучше, что хуже. Альбом очень цельный. Я считаю этот альбом одной из лучших работ в стиле хэви металл за всё время сущевствования данного жанра и для меня это один из лучших альбомов рок музыки вообще. Возможно я субъективен, но сие есть моё мнение и врядли кто то сможет меня убедить в обратном.